Зарегистрироваться или

RSS twitter Facebook в Контакте в Google+
Одноклассники Instagram YouTube Я.РУ
Магазин Фратрии Места продаж билетов и сезонных абонементов

"Спартак в цифрах" от Спектра

Автор блога

Статистика блога

Записей
120
Комментариев
411
Просмотров
265443
Лайков:
161

"Спартак в цифрах" от Спектра Свобода формирования реальности. О символическом и реальном "Спартаке" и о том, что сейчас пытаются называть спортивной журналистикой

Как там было… «Поэт в России больше, чем поэт»? Да, вроде так.

Вот и футбольный журналист в России — больше, чем футбольный журналист. Ну, по крайней мере, из тех, кто работает в Изданиях Российского Уровня.

Футбольный журналист — это ни много, ни мало властитель болельщицких душ и дум. Ему не интересно просто описывать объективную реальность — он активно участвует в ее формировании согласно своим личным взглядам. Ну, или взглядам тех, кто оплачивает ему ипотеку, но давайте упрощения ради предположим, что это все делается искренне.

Верит вот искренне человек, что зелено-черное — это красно-белое, или футбол конского девонского периода круче, чем юрского, или там футболист Воришко всегда лучший на поле лишь фактом своего присутствия, — и пользуется своей площадкой в Издании Российского Уровня, чтобы это мнение навязать благодаря повторению ad nauseam. Ученые недавно выяснили, подтвердив давнишние выводы еще Фридриха Ницше, что песня становится хитом, потому что звучит из каждого утюга, а не начинает звучать из каждого утюга, потому что становится хитом; сам Ницше высказывался еще красноречивее — что-то в духе «даже если в первый раз ты, услышав песню, почувствовал отвращение, потом, прослушав песню еще с десяток раз, начинаешь понимать, что жить без нее не можешь». Вот и здесь то же самое — когда из матча в матч тебе промывает мозги многоглавая комментаторская гидра НТВ+, а на следующее утро — печатные материалы многорукого Шивы из спортивных газет, рано или поздно сломаешься.

Впрочем, есть одна вещь, которая объединяет едва ли не всех нынешних «формирователей реальности». Это, как ни парадоксально, тоска по «Спартаку», который не пинают разве что самые ленивые из них. Даже не по конкретной команде, а по «чудной, превосходной, все и вся покоряющей игре», немного перефразируя А. Введенского. Именно «всепокоряющей», а не «всепобеждающей» — при Бескове «Спартак» за 11 сезонов в высшей лиге выиграл всего два трофея, что не мешало болельщикам его обожать. Воплощением этой игры был и навсегда останется Федор Черенков — и именно поэтому его любили вообще все, вне зависимости от клубной принадлежности.

В нашей объективной российской реальности нет уже того «Спартака» со всепокоряющей игрой, нет, к сожалению, уже и Федора Федоровича. Но вакуум необходимо чем-то заполнить — и поэтому наши журналисты всячески пытаются уверить зрителей, слушателей и читателей, что «Спартак» — он на самом деле никуда не делся, только одет в какую-нибудь другую форму. Отчасти эти уверения действительно вполне искренни и не зависят ни от каких ипотек, пулов и личных обид: наш футбол без «Спартака», хотя бы символического, — место очень унылое и безысходное, где объединились худшие проявления «модерн-футбола» (кто больше ввалил бабла, тот выше в таблице) и футбола советского годов эдак семидесятых (договорные матчи и мерянье административным ресурсом на всех уровнях).

Но такой упорный поиск «символического Спартака», естественно, никак не может устроить «Спартак» несимволический, особенно его болельщиков. Заряд «Раз “Спартак”, всю жизнь “Спартак”, “Спартак” до самой смерти» не просто так придумали — в нем выражается сама суть боления за абсолютно любую команду. Боление — это чувство иррациональное, примерно того же толка, что и влюбленность, перетекающая в долгосрочную любовь. Когда какой-то малознакомый человек, называющий себя экспертом, твердит тебе, причем без какой-либо просьбы с твоей стороны, что-нибудь вроде «Да что тебе твоя жена, вон, смотри, какие девушки вокруг, настоящие магниты, какое бельишко кружевное, как к стеночкам сексуально жмутся», рано или поздно захочется проверить ему щщи.

Про «называющий себя экспертом» я не зря уточнил. Вместе с тем «Спартаком», а то и еще раньше, ушла и «та» спортивная журналистика, которая ассоциируется прежде всего с великим Львом Филатовым. Советские журналисты любили футбол и писали о нем. Российские журналисты нежною любовью любят себя любимых, пишущих о футболе и формирующих нашу футбольную реальность, и очень обижаются на ограничение их «свободы слова». Если позволите процитировать самого себя из твиттера — клизму надо делать из такой «свободы слова», тогда она хотя бы попадет туда, где изначально зародилась.

Ну а что же наш «Спартак»? Наш «Спартак» в нынешней искусственной реальности стал жертвой двойного стандарта. Его всегда оценивают по мерке чудной, превосходной, все и вся покоряющей игры, которую он в последний раз показывал где-то в районе последнего на данный момент чемпионства, а то и раньше. Он, естественно, этой мерке не соответствует, что дает повод для все новых пинков. Ну а остальные команды, если они показывают хоть десятую часть того «Спартака», немедленно объявляют его Настоящими Наследниками. И это замкнутый круг — потому что в «Спартаке» ни одному тренеру не дадут возможности поставить «ту самую» игру, даже Аленичеву с помощниками Тихоновым, Титовым и Романцевым. Просто потому, что никому, кроме болельщиков «Спартака», символический «Спартак» (Москва) под реальным названием «Спартак» (Москва) не нужен.

Комментарии 3

3344904
  • 0
  • Список оценок комментария

Прочитал.

  • dima1973
  • dima1973   Личное сообщение
  • 10 марта 2015 г. 22:08
  • 0
  • Список оценок комментария

Мудрёно…

  • almazey
  • almazey   Личное сообщение
  • 10 марта 2015 г. 22:36
  • 0
  • Список оценок комментария

печально

Премьер-Лига 2019/20
01
59
02
48
03
44
04
41
05
40
06
32
07
31
08
31
09
31
10
28
11
28
12
27
13
26
14
25
15
23
16
23

Результаты Графики

 

Получить код информера