Зарегистрироваться или

RSS twitter Facebook в Контакте в Google+
Одноклассники Instagram YouTube Я.РУ
Магазин Фратрии Места продаж билетов и сезонных абонементов

"Спартак в цифрах" от Спектра

Автор блога

Статистика блога

Записей
120
Комментариев
411
Просмотров
248122
Лайков:
161

"Спартак в цифрах" от Спектра "Спартак" расправил плечи

 Что общего у болельщиков «Спартака» с Алисой Зиновьевной Розенбаум, больше известной миру под именем Айн Рэнд? Больше, чем вы думаете.

Мифология ее романа века (не преувеличиваю: в США это вторая по тиражам книга после Библии) выглядит примерно так: существует некий узкий круг Творцов и Производителей, являющихся чем-то вроде живого воплощения шопенгауэровской Воли к жизни. Они знают Объективную Истину нашего многогрешного мира, единственные способны к каким-либо изобретениям и инновациям в любой области, в какой им захочется, причем все эти изобретения и инновации появляются не в результате долгой и кропотливой работы, а исключительно по гениальному наитию, и умеют выполнять абсолютно любую работу в своей отрасли лучше, чем остальные жалкие людишки. Упомянутые жалкие людишки без их всемогущего присутствия утрачивают даже инстинкт самосохранения и вообще ничего не умеют, кроме как всей душой ненавидеть Творцов и Производителей и желать им смерти. И (это очень важный момент!) даже если они поступают в точности как Творцы и Производители, их неизменно ждет позорный провал или даже бесславная смерть. Наконец, Творцы и Производители внеморальны и имеют право поступать с жалкими людишками, как им заблагорассудится — грабить, убивать, устраивать террористические акты и прочее подобное.

Давайте сравним с мифологией «Спартака», которую нам продвигают доморощенные айнрэнды федерального уровня.

Существует узкий круг Тренеров, являющихся чем-то вроде живого воплощения Спартаковского Духа. Они знают некую Объективную Истину Спартаковского Футбола, единственные способны к Стеночкам и Забеганиям, причем все эти Стеночки и Забегания появляются не в результате долгой и кропотливой работы, а исключительно по гениальному наитию. Жалкие игрочишки без их всемогущего присутствия утрачивают даже элементарные футбольные навыки. Жалкие тренеришки, не проникшиеся Спартаковским Духом, по определению не могут их научить ничему спартаковскому и вообще ничему, кроме как возить по полю унылую неспартаковскую тачку с экскрементами. Даже если у тренеришек команда таки играет в футбол, этот футбол не спартаковский, и их неизменно ждет позорный провал и увольнение. И, наконец, настоящие спартаковские Тренеры и Игроки внеморальны и могут пользоваться любыми средствами (обычно — федерального уровня), чтобы прогнать жалкого тренеришку.

Похоже? По-моему, даже слишком.

У Айн Рэнд, по крайней мере, было, так сказать, оправдание. Она получила гуманитарное образование и вообще ни хрена не представляла себе, как устроена промышленность. Но наши-то, спартаковские айнрэнды что? Нельзя сказать, что они, по аналогии, ни хрена не представляют себе, как устроен футбол. Но что тогда? Чисто болельщицкое-фундаменталистское «У меня больше всех болит душа за “Спартак”, значит, именно я знаю, как правильно»?

Посмею предположить, что одного нюанса современного футбола (за который его — возможно, даже совершенно справедливо — многие не любят) они действительно не видят или не хотят видеть.

Все производственные и развлекательные явления в истории человечества проходят, если сильно упрощать, три этапа развития:

1. Искусство. На стадии искусства Чем-то занимаются те, кто имеют инстинктивное природное дарование (или, если выражаться менее романтично, генетическую предрасположенность). Они закладывают самые основы мастерства в данной области.

2. Ремесло. На этом этапе основы Чего-то становятся относительно широко известны. Появляются разнообразные школы, в которых этим самым основам более-менее успешно обучают, причем даже тех, у кого предрасположенность, может быть, менее выражена.

3. Индустрия. Скучные специалисты по статистике определяют наиболее эффективные методы из разных ремесленных школ, находят способ их объединить (и, при возможности, автоматизировать) процесс таким образом, чтобы достигнуть наилучшего в данной области результата.

Стадии Ремесла и Индустрии не исключают появления отдельных гениев, выделяющихся даже на фоне огромной массы.

Футбол долго, очень долго, практически до конца девяностых, находился на стадии Ремесла (в данном случае термин не несет никакого уничижительного оттенка). На клубном уровне он действительно был соревнованием разных школ игры — как в международных, так и во внутренних соревнованиях. А потом случилось сразу две вещи, довольно быстро превратившие его в Индустрию. Первая — всем известное дело Босмана, будь оно неладно. Европейские команды больше не были ограничены жесткими рамками лимита на легионеров, и из-за этого резко возросли требования к игрокам вообще. Уже нельзя было, как условный Пол Гаскойн, например, бухать по-черному, зная, что в футбол во всей Англии все равно лучше тебя никто не играет — теперь приходилось за собой следить, иначе на твое место легко привезут кого-нибудь из-за бугра, который, может, на пиковом уровне играет чуть похуже тебя, но зато играет близко к этому пиковому уровню постоянно, без перепадов. Собственно, как мне кажется, во многом именно этим объясняется нынешнее спортивное долголетие футболистов — это первое поколение, которое за своим здоровьем и режимом следить просто-таки вынуждено. Именно делом Босмана порождены многие новые методы тренировок (и специальные тренеры по физподготовке), нынешняя футбольная фармакология (имеется в виду, естественно, не Чернышов с бромантаном), а также «смешение футбольных языков» — когда чуть ли не каждая команда представляет собой «сборную мира», трудно привить ей некий «национальный» стиль.

Вторая вещь, превратившая футбол в Индустрию — резкий рост вычислительной мощности компьютеров и скорости Интернета. Сейчас доступно намного больше данных, чем двадцать лет назад, а компьютеры достаточно мощны, чтобы их очень быстро анализировать. Возьмите хоть автоматизированный подсчет ТТД — человек бы нечто подобное обсчитывал, наверное, вплоть до следующего матча.

Там, куда пришла Индустрия, уже не бывает ни романтики, ни какого-то «особенного духа». Хотя нет, «дух» — он бывает, только вот он должен быть не в средствах производства (читай, Стеночках и Забеганиях), а в идеологии. Собственно, попытки возвращения «спартаковской игры, какой она была раньше» и ужесточение лимита на легионеров — это явления одного и того же порядка. Непонимание или нежелание видеть, что футбол — уже Индустрия, и к Ремеслу он не вернется никогда.

Собственно, Индустрия «спартаковской игры» на самом деле не исключает. Только вот нужно понимать, что промышленность устроена куда сложнее, чем считала Айн Рэнд, и, чтобы создать современную спартаковскую игру, нужен не просто «гений-одиночка, которого озарит, и даже жопоногие физкультурники забегают, как когда-то он сам», а усилия индустриальных масштабов. Примерно как в «Барселоне» — лучшая в мире академия, усиленная одними из лучших в мире легионеров, великолепная «физика» и выносливость (чем сильнее устаешь, тем хуже работает голова — странно, правда? Афоризм «Пусть бегает тот, кто играть не умеет» давно устарел) и — вот почему-то мне кажется — все-таки какие-то особые лекарственные препараты, увеличивающие скорость принятия решений.

Построим индустриальную инфраструктуру, которая способна обеспечить «спартаковскую игру» — может быть, она у нас и появится. Нет — так и будем верить в спартаковскую версию объективизма. Ну, или все-таки наконец-то забьем на безнадежные попытки вернуть прошлое и просто сделаем команду, которая честно, без закулисных игр, выиграет какой-нибудь трофей.

Комментарии 10

3573144
  • Waddle
  • Waddle   Личное сообщение
  • 9 декабря 2015 г. 12:55
  • 0
  • Список оценок комментария

Без привязки к Спартаку: не понимаю растущей у нас популярности «Атланта…». По мне так эта еврейско-буржаузная психология разумного эгоизма и созидающей силы дикого капитализма — чужда русскому человеку. Её пытались насадить нам в 90-е годы — не прокатило — всё разворовали, разбазарили, профукали. Теперь собираем камни.

  • 0
  • Список оценок комментария

Эта «философия» вообще основана на ненаучно-фантастическом романе. Примерно с таким же успехом можно делать далеко идущие выводы о реальном мире, например, на основе «Властелина колец».

  • Waddle
  • Waddle   Личное сообщение
  • 9 декабря 2015 г. 15:19
  • 0
  • Список оценок комментария

Дык ведь нет же — это именно всевдофилософия. Неспроста это самая продаваемая книга в уса, как ты сам пишешь.

  • 0
  • Список оценок комментария

Что за «средства федерального уровня»? Что за такие особо коварные спартаковские средства, применяемые Тренерами против жалких тренеришек?

  • 0
  • Список оценок комментария

Подготовка к увольнению Эмери и возвращению Карпина. Подготовка практически сразу после приглашения Якина к его замене на Аленичева. Через «болеющих сердцем за Спартак» журналистов и ветеранов в газетках и телепередачках.

  • 0
  • Список оценок комментария

Это «футбольная общественность». Все эти журналисты, ветераны, VIP-болельщики…В той или иной ипостаси они существовали всегда. Их влияние на общественное мнение вполне естественно. Бессмысленно обижаться или сетовать на то, что к Спартаку« приковано наибольшее внимание в российской “футбольной индустрии”. Это данность. А в целом, предостерёг бы проводить аналогии с “романами века”. Пусть даже самыми тиражируемыми. Слишком часто схемы, которые рисуют многочисленные философствующие гуру, в реальной жизни оказываются неработоспособными. А зачастую даже вредными.

  • 0
  • Список оценок комментария

Так я о том и говорю. «Атлант» — это чистейшая мифология, но она настолько многим понравилась, что ее кинулись воплощать в реальность. С очевидными результатами.

  • 0
  • Список оценок комментария

Мне кажется всё гораздо проще. Гораздо… Мы сами иногда накручиваем себя. Предполагаем какие то страшные действия некого «закулисья», тайных сил… А на деле — за множеством нелепых решений стоит банальный непрофессионализм, помноженный на непомерные личные амбиции.

  • 0
  • Список оценок комментария

Кажется, это и есть ответ на вопрос: мы все еще находимся на уровне Ремесла — так и не перешли на уровень Индустрии. Точнее, воображаем, что находимся, — потому что условия изменились, а мы все еще полагаем, что находимся в прежней точке. Как Дон Кихот, который с мельницами сражался. Впрочем, есть у меня подозрение, что в Европе уже в 90-ых Индустрия стала побеждать: собственно, этим и объясняется, что у Спартака серьезных успехов на европейской арене не было даже в лучшие годы — мы были «последними романтиками», приверженцами определенного стиля/школы, которые сталкивались обезличенными «сборными мира» и, в конечном счете, терпели поражение.Спасибо автору — интересное рассуждение.

  • 0
  • Список оценок комментария

Ну в полуфинал еврокубка выйти — это на фоне всех остальных наших команд 90-х был успех, и еще какой.

Премьер-Лига 2018/19
01
64
02
56
03
56
04
51
05
49
06
46
07
43
08
42
09
41
10
38
11
36
12
33
13
28
14
26
15
21
16
20

Результаты Графики

 

Получить код информера